С целью раннего выявления фактов неблагополучия семей обучающихся, профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и своевременного принятия соответствующих мер 03.11.2022 г. преподавателем Донецкого института управления, бизнеса и права, кандидатом психологических наук Черныш И.В. для педагогов МБОУ СОШ № 13 г. Донецка проведен обучающий семинар «Педагог-ученик: психология взаимопонимания».
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие, где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и малообеспеченная. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Инна Васильевна охарактеризовала способы выявления признаков семейного неблагополучия педагогами через изменения в поведении детей и подростков, посоветовала к использованию действенные формы диагностики детского коллектива (социометрия, социограмма, тест Вартегга и др.); подчеркнула, как непросто, но очень важно для педагога расположить к себе ребенка, завоевать его доверие.
Нельзя оставлять без внимания пропуски ребенком школы без уважительных причин, изменение групп общения, демонстрация своего авторитета, выделяющийся стиль одежды, резкие изменения настроения и многое другое. В каждом конкретном случае необходимо принятие определенных профилактических мер, поиск индивидуальной работы с подростком от создания доверительных отношений с ребенком до подключения к процессу реабилитации сотрудников учреждений системы профилактики семейного неблагополучия.
Педагоги школы № 13 благодарят Донецкий институт управления, бизнеса и права за сотрудничество, а преподавателя Черныш Инну Васильевну за важную, необходимую в деятельности учителя информацию.
Тимошенко Е.А., МБОУ СОШ № 13 г. Донецка